Когда политика заменяет рынок, инвестиционные проекты чаще сокращают богатство, а отнюдь не преумножают его. Иллюстрацией этого положения служит опыт Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В течение четырех десятилетий (1950 - 1990 гг.) масштабы инвестирования в этих странах были одними из самых высоких в мире. Центральные плановые органы направляли на инвестирование примерно одну треть национального продукта. Однако даже столь высокие масштабы инвестирования принесли немного пользы для дела повышения жизненного уровня, поскольку именно политические, а отнюдь не экономические соображения определяли, какие именно проекты следовало финансировать. По прихоти важных политических деятелей ресурсы зачастую тратились на политическую бессмыслицу и показуху.
Иногда правительства фиксируют ставку процента и тем самым блокируют способность рынка направлять личные сбережения в проекты, обещающие увеличение богатства. Еще хуже, когда потолок процентной ставки сочетается с инфляционной денежной политикой: в этой ситуации ставка процента с поправкой на инфляцию - то, что экономисты называют "реальной процентной ставкой" - часто становится отрицательной! Если установленная правительством процентная ставка ниже темпов инфляции, реальные сбережения сокращаются.
Навряд ли такое положение дел будет способствовать сохранению стимулов к накоплению и размещению средств внутри страны. Скорее, это приведет к "утечке капитала", поскольку свои инвесторы будут стремиться к извлечению прибыли за пределами своей страны, а чужие - за версту ее обходить. Такая политика разрушает внутренний рынок капитала. В условиях недостатка финансового капитала и отсутствия механизма, направляющего инвестиции в прибыльные проекты, эффективное инвестирование уже не происходит. Национальный доход перестает расти или, хуже того, начинает падать.
Табл.1 показывает, что именно такого курс придерживались на протяжении 80-х годов Аргентина, Замбия, Сомали, Уганда, Сьерра-Леоне, Эквадор, Гана и Танзания. Все эти страны, зафиксировав процентные ставки, проводили инфляционную денежную политику. В результате ставка процента, скорректированная на темпы инфляции, в частности, реальный доход по сберегательным депозитам во всех этих странах был отрицательным в течение почти целого десятилетия! Такими же были и темпы экономического роста.
ТАБЛИЦА 1.
Рынок капитала, реальные процентные ставки и рост валового внутреннего продукта
(ВВП) на душу населения в развивающихся странах
Страны с отрицательной реальной ставкой процента |
Реальная ставка процента* |
Средние темпы
роста ВВП на душу населения |
|
1983 - 1985 |
1988 - 1990 |
||
Аргентина |
-163 |
-1179 |
-1.7 |
Замбия |
-16 |
-77 |
-2.8 |
Сомали |
-35 |
-69 |
-0.7 |
Уганда |
-74 |
-65 |
0.3 |
Сьерра-Леоне |
-37 |
-41 |
-0.9 |
Эквадор |
-19 |
-21 |
-0.4 |
Гана |
-46 |
-15 |
-0.4 |
Танзания |
-21 |
-12 |
-0.3 |
*Реальная ставка
процента равняется номинальной годовой ставке по депозитам за вычетом темпа
инфляции.
Источник: World Bank, World Development Report (annual) и World Tables:
1990 - 1992 edition.
Перечисленные выше страны проводили политику разрушения механизма в нормальных условиях предоставляющего частным инвесторам заемные средства и направляющего эти средства в умножающие богатство проекты. В отсутствии механизма, выполняющего эту жизненно важную функцию, все эти страны в 80-х годах переживали экономический упадок. Страны, разрушающие свой рынок капитала, платят высокую цену за свое экономическое безрассудство.
Перейти на страницу: 1 2
3
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Интересует вопрос куда вложить деньги? Кредитные союзы и другие виды инвестиций Вы найдете
на сайте Частные
инвестиции. Куда вложить деньги начинающему инвестору. |